Одновременно два фильма о сложностях детско-родительских отношений вышли в прокат на российские экраны. Две драмы, рассказывающие судьбы детей и их матерей, заставляющие задуматься о том, в чем суть этих отношений, и какими они должны быть, чтобы не навредить ребенку.
В чем-то похожие, в чем-то кардинально различные – две истории про материнскую любовь: недостаточную или избыточную, с обеих полюсов граничащую с насилием. Как две стороны одной медали, символика красного цвета, присутствующая в фильмах, связывает и разводит их. Традиционно, красный цвет – цвет любви. Но в одном фильме он олицетворяет смерть и кровь, в другом – страсть и соблазнение, в обоих случаях так не подходящие детскому возрасту.
Два ребенка – мальчик и девочка – проходят свой путь взросления, каждый по-своему, отвергая любые попытки материнского чувства. В поисках себя они делают выбор и совершают поступки, которые с одной стороны диктует их внутреннее Я, а с другой стороны являются отражением того опыта, который у них есть. И вопрос, волнующий зрителя: а могло ли быть иначе? Этот выбор и поступки – насколько они свободны, а не заданы имеющимся опытом? Где – выбор ребенка, а где – влияние матери?
Фильм, снятый по книге Лайонел Шрайвер “Цена нелюбви”. Оригинальное название как книги, так и фильма дословно переводится как “Нам надо поговорить о Кевине”. Русский перевод мгновенно высвечивает центральную проблему произведения – о том, как бывает сложно полюбить собственного ребенка. Особенно, если с ним “что-то не так”.
Произведение построено в виде монолога матери. В книге – это ее письма, в фильме – с помощью режиссерских приемов цепочка ее воспоминаний, постепенно раскрывающая трагедию, вокруг которой разворачивается сюжет, и которая явилась той самой ценой нелюбви.
Главная героиня, не находящая ни поддержки ни понимания в своих подозрениях, что с ребенком “что-то не так”, весь фильм пытается ответить для себя на вопрос: что привело к трагедии? Недостаточно ли она любила? Могла ли полюбить? Или это началось раньше ее нелюбви?
И за всем этим – драма самой матери: одинокой, брошенной, отвергнутой обществом, оставленной наедине со своим горем, и преданно продолжающей свои попытки полюбить, а главное – понять сына.
Автобиографический фильм, повествующей о поистине трагической истории 10-летней девочки, которую мать своей “любовью” превратила в объект сексуальной привлекательности для посторонних глаз, заставляя позировать в откровенных позах и нарядах для своих фотосессий.
Это история об утерянном детстве, о колоссальном разрыве между внешней взрослостью и внутренней незрелостью ребенка. О глубокой душевной боли маленькой девочки – неуслышанной, необогретой, вопящей от происходящего ужаса и желающей умереть.
Фильм интересен и с той точки зрения, что является своего рода исповедью, ведь он рассказан этой самой девочкой, только уже действительно выросшей. И, возможно, фильм – попытка режиссера усмирить эту трагедию внутри себя, высвободив чувства и воспоминания, по-видимому, не дающие ей покоя и по сей день.
Обе эти истории о разных гранях материнской любви – нездоровой, приносящей много боли и подчас скрывающей собственные внутренние трагедии матерей. Это полные трагизма фильмы, ставящие вопросы о границах: между любовью и насилием, опасностью и преступлением, искусством и безумием. Они о том, что “что-то” действительно не так. Как с детьми, так и с их матерями. О том, как формируется личность. Как хрупка психика и идентичность ребенка, и как сильно она подвержена влияниям извне, в первую очередь, со стороны самого близкого человека – матери. Это фильмы, оставляющие после себя много вопросов, ответы на которые каждый может искать самостоятельно внутри себя.