Сегодня мне хочется поделиться с Вами некоторыми идеями замечательного психолога – Дональда Вудса Винникотта, изложенные им в сборнике статей «Маленькие дети и их матери». Своей статьей я хочу напомнить об этой его книге тем, кто уже ее читал, и рассказать о ней тем, кто с ней пока не знаком, чтобы заинтересовать читателей обратиться к первоисточнику. Лично меня эта книга очаровала тем, как заботливо, уважительно и вместе с тем профессионально, со знанием дела Винникотт обращается к матерям, их материнской роли, как он безоговорочно верит в возможность каждой женщины стать «достаточно хорошей матерью» для своего ребенка. Это трогает меня и как профессионала, и как женщину.
А потому мне очень хочется, чтобы эту книгу увидели и прочли как можно больше людей. Мамы, чтобы поверить в свои силы и найти ответы на волнующие вопросы. Психологи, хотя бы просто потому, что без книг Винникотта их образование не будет полным и качественным, а также для того, чтобы открыть и в себе много нового, соприкоснуться с отношением Винникотта к людям, к женщинам, к детям, которое будет бесценно в работе. Но мне хочется также, чтобы эту книгу увидели, заметили люди, которые каждый день работают с беременными женщинами, с младенцами, принимают роды: врачи, нянечки, медсестры и т.д. Мне кажется, если возвращаться к адресатам книги, Винникотт во многом писал ее для них. Потому что эта книга в том числе дает возможность взглянуть на вещи шире, но при этом проще, чтобы помочь сотням женщин почувствовать себя матерьми. И большую роль в этом играют как раз специалисты. А потому и их видение отношений матери и ребенка ценно и влияет на эти отношения.
Конечно, важно также понимать, что отдельные главы-статьи будут больше полезны матерям, какие-то важны к прочтению специалистам. Но в этом и состоит уникальность этого сборника – каждый сможет найти что-то для себя.
Моя статья, безусловно, не может вместить в себя всех мыслей и идей, описанных Винникоттом, потому я хочу описать то, что кажется важным озвучить, при этом в фокусе моего описания будут скорее переживания мам, чем младенцев. В любом случае, данная статья - это лишь часть, которая, я надеюсь, привлечет Вас к целому!
Про достаточно хорошую мать
«Я думаю, что ко времени появления ребенка на свет мать – если о ней достаточно заботится муж или государство, или и муж, и государство, – готова действовать, прекрасно зная нужды ребенка».
Мне кажется, что эти слова не просто важны, это то, что несет в себе залог будущего спокойствия матери и психологического здоровья ребенка. Винникотт в этой же своей книге, пишет еще и о том, что научиться быть матерью невозможно. Но при этом будущим мамам достаточно чувствовать себя защищенными, окруженными заботой, и тогда заботы о ребенке, умение быть матерью станут для нее естественным, заложенным природой инстинктом, а не набором инструкций и рекомендаций, которые она, переполненная тревоги, хаотично выполняет, дабы быть хорошей мамой.
Заметьте, это не значит, что все книги, рекомендации и учения в области раннего развития ребенка – глупости и ненужный мусор. Вовсе нет, все это важно и полезно. Но не менее важно, чтобы все эти наставления не «убивали» естественность, врожденность материнских инстинктов, ее умения любить ребенка и заботиться о нем, чтобы они не усиливали ее тревогу. Потому что как правило, под давлением таких наставлений и знаний, которые часто попадают к ней не вовремя, мать ощущает себя несостоятельной, не умеющей, плохой и напрочь теряет связь со своей материнской частью. И каждый специалист должен осознавать свою зону ответственности за то, что любое «вмешательство» в диаду мать-дитя должно быть исключительно своевременным и не нанести вреда матери.
Важно также помнить, что каждая мама когда-то тоже была ребенком, она имеет в своем опыте, пусть и бессознательном, те переживания, ощущения, которые происходили с ней на самых ранних этапах развития.
Но стоит оговориться, что этот ранний детский опыт несет в себе как подспорье для будущего материнства женщины, так и скрытые «подводные» камни, которые могли образоваться, если младенческий опыт был травматичен. В таком случае есть риск того, что женщина будет проигрывать те переживания, которые одолевали ее в младенчестве, и ей сложно будет находиться в контакте со своим ребенком, видеть его истинные желания, а не следовать за «грузом» собственного прошлого. Но это совершенно не означает, что женщина с негативным детским опытом навсегда обречена быть лишенной радостей материнства или станет заведомо плохой матерью.
Опыт любого младенца складывается из хороших и плохих эпизодов, формируя тот самый образ «достаточно хорошей матери», этакий вариант достаточно хорошего развития. Более того, в какой-то момент психика ребенка становится более стабильной, выносливой и для успешного развития ей уже просто необходимы «негативные» эпизоды. Это дает ребенку возможность находиться в отношениях с «живой» матерью, которая допускает ошибки, но которая, вслед за этим, преисполненная любви к своему малышу, исправляет их. И здесь важно иметь четкое различие – между «неудачами» в материнской подстройке под ребенка, ее ошибками, и ситуациями, которые приносят ребенку непоправимые психические травмы. На мой взгляд, Винникотт описывает это невероятно точно: «Большое удовлетворение доставляет гнев – при условии, что не ведет к отчаянию. <…> Хотя вы и обрекаете ребенка на ужаснейшие фрустрации, вы никогда не бросите его в отчаянье, т.е. ваше «Я» всегда доступно для «Я» ребенка».
Мне кажется важным также отметить, что конфликты, связанные с ранним младенчеством самой матери могут быть проработаны, например, в индивидуальной работе с психологом. Они часто обнаруживаются на стадии беременности, в психике воскрешаются ранние конфликты и травмы. Работа с ними может позволить женщине оставить «багаж прошлого» в своем опыте, и строить новые, другие отношения со своим ребенком.
Завершить эту часть своей статьи я тоже хочу цитатой, адресованной ко всем специалистам, имеющим отношение к матерям и их маленьким детям.
«Ни мать, ни ребенок не нуждаются в советах. Им нужны подходящие условия, которые позволят матери верить в себя».
Про кормление грудью
«Я сожалею о каждом случае, когда мать не смогла кормить ребенка грудью, просто потому что считаю: мать и ребенок, или же и мать, и ребенок что-то теряют, не пережив этого опыта».
Кормление грудью – это столь же естественный процесс, как и умение быть матерью. Это то, что заложено природой. Но освещая эту тему, Винникотт снова и снова обращается к тому, что этот процесс должен быть гармоничным. И если отвечать на вопрос: кормить или не кормить грудью, я вслед за автором, отвечу: однозначно кормить, но! И вот с этого «НО» начинается самая важная часть этой темы.
Кормление грудью – это процесс общения, наиболее тесного физического и психического контакта матери и ребенка. Это важный, незаменимый, бесценный опыт в жизни человека. И это, в ряду прочих аспектов, дает ребенку удачный «старт» для развития гармоничной личности.
«Начни ребенок недостаточно удачно, культурное наследие будет ему недоступно и красота мира обернется смешением красок, дразнящих ложными надеждами, которыми невозможно насладиться. В этом смысле есть действительно имущие и неимущие. Но доходы здесь ни при чем». И именно так появляется масса людей, которые тщетно пытаются найти контакт со своими чувствами, не могут получать наслаждение от жизни и радоваться тому, что дает мир. И это поистине трагично.
Хотя повторюсь, кормление грудью не единственное условие того, чтобы начало было хорошим или нет.
Грудное вскармливание, несмотря на всю его невероятную важность, тем не менее, полезно и нужно лишь тогда, когда является естественным процессом. И в этом смысле «насильное» вскармливание, если ребенок, например, отказывается от груди, несет гораздо больше вреда для психики малыша, чем если этого вскармливания не будет вовсе. В этом смысле, гораздо важней остаться для малыша чуткой, заботливой матерью, нежели вскормить его грудью.
И, заканчивая этот раздел, мне хочется, чтобы все матери услышали и приняли во внимание слова Винникотта:
«Если мать не может кормить грудью, у нее все равно есть много других путей установить близкий, физический контакт с ребенком».
Про агрессию маленького ребенка
«Иными словами, когда ребенок кусается, царапается, тянет ее за волосы и бьет ножками, у матери одна задача – уцелеть.<…> Если она уцелеет, ребенок узнает новое значение слова «любовь».
В период между шестью месяцами и двумя годами, согласно Винникотту, и происходит этап, когда ребенок отделяется от матери, когда он начинает осознавать себя частью большого мира, гораздо большего, чем он и его мама. И в этот период появляются те самые агрессивные импульсы, о которых пишет Винникотт, когда малыш может кусать мать за грудь, причиняя ей боль, когда его импульсы к разрушению объекта поистине велики. Но зачем, для чего нужен этот период? Для чего ребенок «разрушает» мать? Ответ прост, но, в то же время, парадоксален: для того, чтобы мать уцелела. Все эти действия проделываются с одной лишь, самой значимой целью, чтобы понять, что мама остается жива, продолжает любить ребенка, может «выдерживать» его гнев, не разрушаясь и не переставая существовать, не отвергает его в этом. Винникотт говорит об этом так: «Основой здорового развития индивидуума является сохранность объекта, на который он нападал. В случае с кормящей матерью речь идет не только о выживании в физическом смысле, но и о том, что в критический момент она не превращается в мстительную и карающую».
Таким образом, будучи подверженной атакам малыша (зачастую бессознательным), главная задача матери – осознавать, что это один из важных этапов развития ее малыша, быть в контакте со своей злостью и раздражением на его действия. Но при этом уметь сдерживать их, не наказывая в этот период ребенка. Это время, когда нужно помочь ребенку понять, что Вы любите его, даже когда он злится или причиняет Вам боль. Период, несомненно, сложный, но имеющий большое значение для формирования личности.
На этом я хотела бы закончить свою статью и заинтересовавшихся – отправить к прочтению первоисточника. Я уверена, что каждый из Вас найдет в статьях и идеях Винникотта для себя нечто очень важное и ценное.