Фазы развития ребенка по теории сепарации-индивидуации М.Малер

 

Название фазы Возраст Результат прохождения фазы
Благополучное развитие Нарушения во взрослом возрасте при отклонении от благополучного развития
Аутистическая 0-1 мес.
  • Биологическое рождение;
  • Мир не имеет границ;
  • Взаимодействие с миром через телесные ощущения.
  • Аутистический психоз;
  • Отказ от жизни.
Симбиотическая 2-4 мес.
  • Мать - объект привязанности;
  • Мир обретает границы в виде диады мать-дитя.
  • Симбиотический психоз;
  • Разного рода зависимости.

Сепарации-

индивидуации

Подфаза

дифференциации

5-9 мес.
  • Мать – отдельный объект (психологическое рождение);
  • Границы мира постепенно включают других людей.
  • Тревога разделения из-за нестабильности ощущения собственного Я (нерешительность).

Подфаза

практики

10-16 мес.
  • Наиболее активное изучение мира;
  • Формирование внутреннего образа матери;
  • Бесстрашие и ощущение собственного всемогущества.
  • Пассивность, трудность осознания жизненных целей и стремлений;
  • Трудности в выстраивании отношений.

Подфаза

воссоединения

17-24 мес.
  • Амбивалентность по отношению к матери;
  • Появление символической игры;
  • Полное отделение Я от не-Я.
  • Тревога разделения из-за страха потерять любовь значимого объекта.

Подфаза

постоянства объекта

25-36 мес.
  • Мать – целостный отдельный объект;
  • Закрепляется опыт постоянства матери;
  • Развиваются зрелые отношение двух отдельных людей.
  • Невозможность объединения в одном объекте «плохих» и «хороших» черт.