Название фазы Возраст Результат прохождения фазы
Благополучное развитие Нарушения во взрослом возрасте при отклонении от благополучного развития
Аутистическая 0-1 мес.
  • Биологическое рождение;
  • Мир не имеет границ;
  • Взаимодействие с миром через телесные ощущения.
  • Аутистический психоз;
  • Отказ от жизни.
Симбиотическая 2-4 мес.
  • Мать - объект привязанности;
  • Мир обретает границы в виде диады мать-дитя.
  • Симбиотический психоз;
  • Разного рода зависимости.

Сепарации-

индивидуации

Подфаза

дифференциации

5-9 мес.
  • Мать – отдельный объект (психологическое рождение);
  • Границы мира постепенно включают других людей.
  • Тревога разделения из-за нестабильности ощущения собственного Я (нерешительность).

Подфаза

практики

10-16 мес.
  • Наиболее активное изучение мира;
  • Формирование внутреннего образа матери;
  • Бесстрашие и ощущение собственного всемогущества.
  • Пассивность, трудность осознания жизненных целей и стремлений;
  • Трудности в выстраивании отношений.

Подфаза

воссоединения

17-24 мес.
  • Амбивалентность по отношению к матери;
  • Появление символической игры;
  • Полное отделение Я от не-Я.
  • Тревога разделения из-за страха потерять любовь значимого объекта.

Подфаза

постоянства объекта

25-36 мес.
  • Мать – целостный отдельный объект;
  • Закрепляется опыт постоянства матери;
  • Развиваются зрелые отношение двух отдельных людей.
  • Невозможность объединения в одном объекте «плохих» и «хороших» черт.

 

 

* - В квадратных скобках везде - текст, добавленный научным редактором П. В. Качаловым.

Посвящается Катрин Пара

Если бы понадобилось выбрать только одну черту явного различия между тем, как проводят психоанализ сегодня и как, насколько мы можем себе это представить, его [проводили]* в былое время, то все, вероятно, согласились бы, что оно [это различие] сосредоточено вокруг проблематики горя.

Предваряющее утверждение 

Мой клинический опыт привел меня недавно, как я полагаю, к новому пониманию значения страха распада. 
Моя цель - описать как можно проще это новое понимание, новое для меня и, возможно, для других, работающих в области психотерапии. Естественно, если в том, что я скажу, содержится истина, поэты уже имели с этим дело, но поэтические вспышки инсайта не освобождают нас от болезненной задачи продвижения от неведения к нашей цели шаг за шагом. Я считаю, что исследование этой ограниченной области ведет к пересмотру других проблем, которые озадачивают нас, когда мы не в состоянии работать клинически так, как нам хотелось бы. В конце я скажу, какие расширения этой теории я предлагаю для обсуждения. 

ОБЫЧНАЯ ПРЕДАННАЯ МАТЬ

 

Как сказать что-то новое на избитую тему? Мое имя у людей ассоциируется со словами, взятыми для заголовка этой главы, и сначала, пожалуй, я объяснюсь по этому поводу.

 

Однажды летом 1949 года я отправился в бар с режиссером Би-би-си Изой Бензи, теперь уже ушедшей на пенсию, однако для меня незабвенной (именно она тогда предложила, чтобы я выступил с серией из девяти бесед на любую интересную мне тему). Изе требовалось броское название для серии радиопередач - а я не подозревал…

 

Я не склонен, ответил я, указывать другим, что им делать. Да и сам этого не знаю… но могу рассказать матерям о том, что они и так успешно делают, - только потому, что каждая предана своему ребенку или, может быть близнецам. Обычно, сказал я, ребенок, с самого начала оставленный без "квалифицированного" ухода, - это исключение. Иза Бензи схватывала на лету. "Отлично! - заметила она. - Обычная преданная мать!" Вот как все это было.

 

Я всего раз видел, как погибает корабль. Другие ни разу не видели.

Это не страшно – ты даже не успеваешь мысленно перенестись туда и почувствовать себя участником. Мы смотрели с мостика, как они пытались опуститься на планету.