• +7 910 4417016
  • info@psy-aletheia.ru

    В психологии и психотерапии существует множество концепций, описывающих причины возникновения депрессий. С одной из них, занимающей признанное место в русле современного психоанализа, я хотела бы Вас ознакомить сегодня. Это концепция “мертвой матери” французского психоаналитика Андре Грина.

    Данная концепция основана на простом постулате: ранние отношения ребенка с матерью оказывают существенное влияние на его дальнейшее психическое благополучие. И если эти отношения лишены эмоциональной отзывчивости, тепла, близости, то это может привести к тому, что в психике младенца образ матери запечатлевается как холодный и “мертвый”, несмотря на то, что по факту мать является живой. Отсюда и название концепции: под “мертвостью” понимается внутреннее состояние матери, ее психическая, а не физическая смерть.

    А.Грин заметил, что в истории его пациентов, страдающих от тяжелых депрессий, довольно часто наблюдалось эмоциональное отчуждение в отношениях с матерью буквально с самых первых дней жизни. Матери таких пациентов оказывались не способными в полной мере выполнять свои функции по отношению к ребенку.

     

    Подростки бывают не самыми легкими и приятными в общении собеседниками. Могут возникать разнообразные трудности при установлении и поддержании контакта с ними. Родители подростков иногда говорят, что перестали узнавать своих детей: они стали резкими, замкнутыми, непонятными и недоступными. Иногда родители замечают то напряжение, в котором находится их ребенок-подросток, переживают за него и хотят помочь, но при попытке поддержать его они могут наталкиваться на стены, который подросток построил вокруг себя. К подростку могут потерять доступ не только родители, но и любые другие взрослые. Зачем подростку быть «вне зоны доступа»?

     

    Каждая семейная пара, начиная свою совместную жизнь, мечтает о долгих, крепких, полноценных отношениях со своим партнером. К сожалению, так случается не всегда и некоторые семьи распадаются. Это часто причиняет боль, ранит, это может стать тяжелым испытанием как для мужчины, так и для женщины. Развод – это без сомнения горький опыт в судьбе человека. Своеобразный крах надежд, мечтаний, ожиданий, связанных с семейной жизнью. Но за собственными переживаниями по этому поводу два взрослых человека часто забывают о третьем участнике процесса. О своем ребенке. Он в эти моменты уходит как бы на второй план, его автоматически исключают из лиц, участвующих в  процессе развода, словно его это не касается.

    Но это ошибочно. Ребенок – часть семьи, так же как мама, папа, бабушка или дедушка. Да, он младше, он может казаться совсем еще несмышленым. Но он живет внутри семьи и остро реагирует на любое изменение в ее атмосфере и структуре.

    Человеческая жизнь, являющаяся самой большой ценностью, необычайно хрупка. И смерть в любом случае является ее неизбежным завершением.

    Старшие родственники, уход которых заложен естественным ходом времени, или друзья и близкие, внезапно покидающие этот мир из-за болезней и происшествий, составляют череду потерь, через которые проходит практически каждый. И независимо от того, была ли смерть близкого ожидаемой или нет, быть к ней полностью готовым невозможно.

    Смерть близкого человека делит жизнь на “до” и “после”. “До” – это воспоминания, которые хочется задержать как можно дольше, иллюзорно продлевая через них жизнь умершему человеку, “после” – это отдающиеся острой болью секунды, минуты, часы, дни, в которых уже никогда не будет знакомого смеха, голоса, теплого прикосновения, совместного времяпрепровождения. “После” – это кажущаяся бессмысленной жизнь, в которой уже никогда не будет близкого человека, а вместо него – горе, отчаяние, слезы, одиночество. Но постепенно слез станет меньше, боль понемногу утихнет, останутся светлые воспоминания, вызывающие улыбку. Но для этого должно пройти время, в течение которого Вы можете помочь себе справиться с тяжелыми переживаниями.

     

    Перед родителями по мере взросления ребенка встает масса вопросов: в какой садик отдать, на какие занятия его записать, какую секцию ему стоит посетить, в какой школе учиться, как лучше организовать пространство в комнате ребенка.

    Вопросы важные и сложные. И множество родителей по всему миру из поколения в поколение ломают над ними голову, потому что хотят, чтобы ребенок получил лучшее. Но стоит задуматься над тем, где же, собственно, среди всех Ваших вопросов и решений выбор, который делает сам  ребенок? Учитываются ли его желания? Где пространство, в котором единолично может царствовать ребенок? Где его возможность следовать за собственными желаниями, интересами, увлечениями, не будучи полностью опекаемым и контролируемым взрослыми? И к чему в итоге может привести такое Ваше беспокойство за судьбу ребенка, какие это может иметь последствия для малыша?

    Поскольку в современном мире у детей все меньше личного пространства, эти вопросы становятся все более острыми. Даже наличие у малыша собственной комнаты не гарантирует того, что его личное пространство сохранено, что он может вволю поэкспериментировать, и не только с внешними объектами, – речь идет скорее о внутреннем пространстве ребенка.