• +7 910 4417016
  • info@psy-aletheia.ru

    Малыш с момента зачатия вместе со своей мамой. Именно благодаря ей, ее заботе и любви он растет и развивается, сперва в ее животике, а затем и в большом мире. А потому совершенно понятно, что в первые годы жизни мама неустанно следит за малышом, наблюдая как происходит практически каждый его вздох и с  полувзгляда понимая все его потребности и желания.

    Такое поведение матери – это результат не только ее желаний, но и потребностей малыша, который нуждается в той, которая представляет для него весь мир и дает ему первый опыт отношений с этим миром. И во многом этот период оказывает влияние на жизнь ребенка в социуме, на его отношения с окружающими людям. А потому очень важно, чтобы мама была понимающей, чувствующей, нежной, отзывчивой, принимающей и заботливой.

    Но я предлагаю на мгновение отбросить будущее и то, как ранние отношения с мамой будут на него влиять, и посмотреть на само это состояние, когда мама и ребенок едины. В психологии существует специальный термин для этого – “симбиоз” или “слияние”. Мать и ребенок зависимы друг от друга в этот период, находясь в довольно безопасном коконе, единстве, когда нет отдельного человека, но есть общее пространство. Это нужно, чтобы совсем еще крошечный малыш смог окрепнуть, приготовиться к активному изучению окружающего мира. И такое безопасное, свободное от сильных потрясений и тревог пространство помогает психике малыша дозреть, чтобы после дать первые ростки самостоятельности. В этот период и мама, и малыш переживают блаженное чувство безопасности и комфорта. Соблазнительно, не правда ли?

    “Бьет – значит любит” – почему эта фраза стала такой расхожей в нашем обществе? Почему некоторые люди готовы до бесконечности прощать унижения, оскорбления и жестокое обращение в свой адрес? Более того, со стороны может казаться, что они из раза в раз каким-то неведомым образом это обращение к себе притягивают и сами провоцируют? Зачем им это нужно и что приводит к формированию такого паттерна поведения?

    Мазохизм – это тот термин в психологии, который имеет несколько различных значений. В данной статье речь пойдет о так называемом “моральном” мазохизме – об общих мазохистических тенденциях, прежде всего на эмоциональном уровне, когда человек испытывает глубокую бессознательную потребность в том, чтобы получить от своего партнера отвержение, грубость, злость и другие переживания негативного содержания.

    Речь в данной статье пойдет о такой особенности мышления человека, как поиск виноватого в неприятной и сложной ситуации. Действительно, иногда, оказавшись в тяжелом положении, бывает спасительно начать обдумывать ее предпосылки и исходы. Когда же человек находит как причину действия другого человека – то второй в его сознании нарекается виновным, который заслуживает наказания. Что же спасительного человек может найти в этом? Когда на человека внезапно наваливаются неприятности, он волей или не волей испытывает напряжение.  Существует специальный психологический термин для такого рода напряжения – фрустрация. Также в неприятной ситуации могут возникать злость, обида, негодование, возмущение. Все это активизирует человека: краснеют щеки, человек может начать кричать или быстро ходить, в целом, начинает вести себя неспокойно. Все это многим из нас знакомо. Что же происходит, когда находится «виновник» ситуации? Весь этот шквал эмоций направляется на него. В этом и есть спасение – находится вектор приложения возникших чувств. Вроде позлился на виновного, покричал, – и полегчало. Что же в этом волнует меня? Вроде ситуация вполне себе рядовая и нет в ней ничего того, что хотелось бы изменить. Но у меня есть пара вопросов.

    Начало весны - прекрасная пора. И пусть за окном еще лежит снег и температура растет не так быстро, как хотелось бы, весна вовсю уже ощущается. В теплеющем солнце, в поющих птицах, в растущем световом дне, в предвкушении обновления природы: рассвета, расцвета, преображения. Но есть в начале весны и особый праздник, так хорошо вписывающийся в эти настроения - 8 марта. День, в который Женщина как никогда может почувствовать, что она прекрасна и любима не за что-то, а просто потому что она есть.
    Так какая же она - женщина? Сегодня хочется порассуждать именно об этом: о женственности, о том, что делает женщину женщиной, что выделяет ее, чем она так хороша, о чем поэты слагают стихи, кому музыканты посвящают свои произведения, с кого пишут свои самые пронзительные картины художники. Хочется поразмышлять и над тем, над чем так давно бьются мужчины: чего же хочет женщина? Есть ли универсальный ответ на этот вопрос?

    Тема поощрения и наказания очень неоднозначна и таит в себе много тонкостей. Возникают разные вопросы: стоит ли наказывать ребенка и как? Или нужно только хвалить и поощрять добрые поступки? А может быть система поощрений и наказаний вообще не нужна? В рамках этой статьи я хотела бы обозначить основные акценты в теме воспитания и методов воздействий, которые мне кажутся действительно значимыми.

    1) Пожалуй, самое важное в поощрениях и наказаниях - это их  системность. Ребенку важно понимать, почему с Вашей стороны следует то или иное действие, что послужило его причиной. Поэтому одни и те же поступки ребенка, если они были так или  иначе оценены Вами однажды, должны быть оценены ровно таким же образом и в последующем. В корне не верным будет, если сегодня за свое поведение ребенок будет лишен игрушек и удовольствий, а завтра это же поведение не будет вообще отмечено как что-либо неправильное или, что еще хуже, вызовет у родителя умиление или положительные отклики. Это размывает границы дозволенного/недозволенного, что в свою очередь негативным образом сказывается на формировании собственных границ и внутренних правил ребенка. Поэтому нужно отслеживать и пресекать подобные ситуации, стараясь быть максимально последовательным и четким в своих требованиях к ребенку. Важно понимать, что рамки и границы касаются не только запретов, но и вседозволенности: она несет в себе негативные для развития ребенка последствия, так же, как и жесткие, тиранические запреты.