• +7 910 4417016
  • info@psy-aletheia.ru

    В прошлой статье я начала рассмотрение теории Маргарет Малер с описания первых двух фаз развития ребенка, характеризующихся сильнейшим слиянием матери и малыша. Пришло время  поговорить о том этапе развития, когда ребенок начинает первые шаги к собственной идентичности, к осознанию себя как отдельного от матери, целостного человека. Все это происходит на 3 фазе, сепарации – индивидуации, которая, согласно теории Малер, состоит из 4 подфаз.  

    Но прежде чем описывать особенности их прохождения хочется немного остановиться на вопросе формирования патологии. И сразу отметить важную деталь – способность перейти к третьей фазе своего развития, успешно преодолев две предыдущие, уже говорит о более высоком функционировании человека в будущем. И, несмотря на возможные сложности в процессе дальнейшего прохождения каждой из подфаз, успешное преодоление фазы симбиотической и первичного аутизма закладывает, условно говоря, «фундамент» будущей жизни, который позволяет охранять личность от серьезных нарушений. Потому различные нарушения на стадии сепарации – индивидуации могут повлиять на трудности в отношениях с объектами, на появление тревоги, страхов и т.п. Но человек уже не будет подвержен тяжелым состояниям, когда совершенно теряется ощущение реальности и размывается граница между Я и не-Я.

    Внезапно начинает кружиться голова, сердце стучит так быстро, что невольно сбивается дыхание, в горле застывает комок, становится тяжело дышать. По всему телу расходится внутренняя дрожь. Все это только усиливает страх и открывает двери навстречу ужасу, панике, отчаянию. Кажется, еще чуть-чуть и вы снова свалитесь в эту черную пропасть, где нет никого, а только собственная тревога, слезы, страх. Есть люди, для которых описанные ощущения являются не отвлеченными словами, а пугающей реальностью, с которой они сталкиваются с той или иной регулярностью. Как быть, когда такой приступ настигает? Можно ли чем-то себе помочь? Как облегчить свое состояние в такие моменты?

    Вообще, тревога - это нормальное явление. Еще многие философы писали о том, что человек, поскольку он живет и взаимодействует с окружающим миром, полным неопределенности, нестабильности, сомнений и опасностей, обречен на то, чтобы испытывать тревогу. И важно понимать, что от нее невозможно избавиться совсем. Но бывает, что тревога становится чрезмерной и время от времени настигает человека, словно бы накрывая его волной. Иногда такие приступы называют "паническими атаками", и в медицинской и психологической литературе есть немало сведений на эту тему. Мне же хотелось бы адресовать статью тем, кому эти ощущения знакомы, и кто наедине с собой пытается с ними бороться. О том, что является "первой помощью" в таких случаях, и пойдёт сегодня речь.

    Продолжая тему моей прошлой статьи, на этот раз я хотела бы несколько углубиться в тему слияния и подкрепить свои размышления теоретическими воззрениями автора, чьи взгляды наиболее близки мне и который, кроме того, является одним из основоположников детского психоанализа. Это Маргарет Малер и ее теория сепарации-индивидуации.

    Мне хочется начать с того, что Малер – человек практики, все ее выводы и теоретические постулаты – результат многочисленных часов работы с детьми раннего возраста, преимущественно с младенцами, а также с детьми c серьезными нарушениями психического функционирования. Такой опыт позволил ей говорить о том, что между ними есть важное сходство. И те, и другие, будучи биологически рожденными, тем не менее, не достигли психологического рождения. Но их различие в том, что первые находятся на пути к нему, а вторые не достигают его вовсе. Под психологическим рождением Малер понимала как раз свободу от безграничного слияния ребенка с матерью, успешное прохождение их «разделения» (сепарации). При этом Малер видела две переплетающиеся линии в этом рождении, именно они и положены в название теории. Сепарация подразумевает отделение ребенка от матери, обретение им самостоятельности, независимости. Индивидуация означает стремление ребенка построить свою собственную идентичность, найти свой индивидуальный путь.

    Таким образом, эта теория описывает те трансформации, которые происходят во внутреннем мире ребенка, позволяя ему стать отдельной уникальной личностью. При этом эти трансформации имеют определенную закономерность, они происходят поэтапно. Первые два этапа, о которых речь пойдет в сегодняшней статье, описывают процесс слияния, в котором ребенок как бы уже рождается, и в котором происходят его самые первые (во внутреннем плане) шаги по опознаванию себя и окружающего мира.

    Как часто мы причиняем боль самым близким, думая, что уж они-то нас простят, несмотря ни на что, будут всегда рядом. А потому накопленный на работе стресс мы приносим с собой домой и выплескиваем на своих любимых, детей, родителей – всех тех, кто больше, чем кто бы то ни был на самом деле нуждается в наших внимании, любви и заботе. Почему так происходит? Почему самым близким приходится видеть самые темные стороны нашей личности, терпеть самые ужасные наши выходки? Почему гораздо легче быть приятным и обходительным с незнакомцами?

    Может быть, все дело в том, что то, что мы имеем, входит в привычку? Кажется, что раз наши близкие всегда были с нами, значит они смогут вынести и нечто более тяжелое, чем наши повседневные проявления.

    Конечно, ведь родители любят нас вне зависимости от того, что мы вытворяем, готовы простить что угодно, даже если временно будут вести себя строго. Завоевав однажды сердце любимого, кажется, что он (она) всегда будет с нами и никогда не уйдет. А наши дети просто-напросто зависят от нас, а потому в некоторой степени вынуждены нас любить и молча соглашаться со всем. Вообще, это очень комфортное чувство – стабильности и безопасности. Знать, что твой микромир всегда будет оставаться таким же, несмотря ни на что. Более того, именно он будет выдерживать наши бурные реакция и настроения.

    Но что, если эта стабильность – только наша иллюзия, призванная поддержать наше внутреннее равновесие и спокойствие? Что, если представить, что однажды этот микромир откажется терпеть столь пренебрежительное отношение?

    2 апреля – Всемирный день информирования об аутизме.

    Нам кажется, это очень важный день, и тот факт, что в нашей стране он становится все более обсуждаемым, является отражением тех тенденций в обществе, благодаря которым люди с таким диагнозом могут находить и более уверенно занимать свое место в социуме.

    В честь этого дня мы хотели бы поделиться с Вами видеолекцией Тэмпл Грандин – известной женщины, страдающей аутизмом и добившейся немалых успехов в своей жизни. Она от первого лица рассказывает, что такое аутизм, чем его легкие формы отличаются от интровертированности как свойства характера, о том, как отличается мышление аутиста от мышления “обычных” людей и что нужно, чтобы суметь понять такого человека. В конце концов, она своим примером демонстрирует, что не стоит бояться людей, которые отличаются от “обычных”. Просто им надо немного помогать.

    С видеолекцией можно ознакомиться по ссылкам здесь и здесь.

    О Тэмпл Грандин также снят фильм, рассказывающий об истории ее жизни.