• +7 910 4417016
  • info@psy-aletheia.ru

    Переходное пространство: на пути от желаний – к действиям

    Желания – это естественная часть внутрипсихического мира человека, которая позволяет лучше слышать себя и делать свою жизнь ярче, насыщенней, строить ее по удовлетворяющему человека сценарию. Но есть люди, которым сложно чувствовать и понимать свои желания, сложно признаваться в них не только окружающим, но и самим себе. Часто одно только наличие желания останавливает их в своих побуждениях, заставляя испытывать тревогу, стыд, вину, страх, беспомощность, ужас.

    Это происходит, как правило, тогда, когда в представлении человека (часто – бессознательном) возникновение желания тесно слито с его непосредственным удовлетворением. Но важно понимать, что между желанием и тем, что человек в отношении него собирается предпринять, существует принципиальная разница. Желание – это неосознанно возникающий импульс, который мы не можем контролировать. А потому мы не ответственны за его возникновение. Ответственность наступает в точке реализации этого желания, когда мы выбираем: удовлетворить его или нет, каким способом, с помощью каких средств и пр.

    Страх перед ответственностью также может становиться препятствием на пути реализации желания. В этом случае на помощь может прийти так называемое “переходное пространство” – особая область нашей внутренней жизни, в которой мы можем представлять и фантазматически проживать различные варианты событий и ситуаций, следить за их развитием и обнаруживать возможные последствия. Конечно, невозможно предугадать все последствия, но вполне реально предположить хотя бы основные из них, позволив себе прожить их в собственном переходном психическом пространстве.


    Что же это за пространство?

    Переходное пространство – это пространство уникального личного опыта. Переходным оно называется, поскольку связывает между собой внешнюю реальность и внутреннюю жизнь человека и находится на месте их пересечения. Как правило, переходное пространство наполнено уникальными для каждого человека символами и образами, которые одновременно обозначают и нечто, происходящее в окружающем его мире.

    Это пространство, которое человек может заполнить своими фантазиями, мыслями; пространство, в котором он может проигрывать разные роли и разные варианты развития событий одной и той же ситуации.

    Это пространство, в котором человек учится предполагать, т.е. исследовать возможное будущее, и, отталкиваясь от этого, принимать более взвешенные и комфортные для него решения в настоящем.

    Это пространство со своими особыми законами и правилами. Пожалуй, это единственное место, рамки которого являются настолько гибкими, что позволяют экспериментировать с ходом времени – возвращаясь в прошлое или моделируя будущее.

    Это собственный внутренний безопасный “полигон”, в котором человек может быть разным, смотреть на себя, исследовать себя, выбирать, каким он хочет быть. Это пространство, которое таит в себе массу возможностей, выборов, каждым из которых человек может воспользоваться по несколько раз.

     

    Как формируется это пространство?

    Переходное пространство формируется еще в детстве и возникает из того доверия и принятия, которые существует в отношениях между ребенком и матерью. Чем больше доверия в отношениях, тем больше переходного пространства у ребенка. Через доверие матери ребенок учится доверять себе сам и не бояться экспериментировать, в том числе и в своих фантазиях.

    Постепенно ребенок учится включать в это пространство других людей, когда они отсутствуют. Так, например, когда матери нет рядом, а ребенок испытывает потребность в контакте с ней, он может представить ее себе и прожить контакт с ней в своих фантазиях. И если в реальности мать не отсутствует слишком долго, этого фантазматического контакта оказывается достаточно, чтобы не испытывать тревогу и самостоятельно справиться с краткосрочным ее отсутствием.

    Со временем это пространство увеличивается. Ребенок учится обходиться самостоятельно все дольше и включать в это пространство все большее количество людей, объектов, символов – всего, что нужно именно ему.

    Игра – один из способов расширения переходного пространства. Проигрывая различные сценарии с игрушками, ребенок учится воображать, и постепенно переносит игру в свой внутренний план, и уже во взрослом возрасте может смело фантазировать, оперируя одними образами и символами в отсутствие реальных объектов.

     

    Как мы можем управлять этим пространством?

    Если у человека достаточно переходного пространства, то страх перед его собственными желаниями, если и остается, то не мешает в их реализации. У человека появляется четкое представление о том, что между его фантазиями и реальными действиями проходит граница. И он может сколь угодно представлять и воображать, не опасаясь за последствия, и при этом ответственно подойти к тому решению, которое он все-таки захочет реализовать.

    Если переходного пространства недостаточно, то это может приводить к тому, что человек не будет успевать продумать свои действия. Все импульсы он будет тут же реализовывать. И тогда неудивительно, что у него может появиться страх перед собственными желаниями: ведь все они тут же воплощаются, не особенно учитывая обстоятельства, цели, средства и другие факторы.

    Но переходное пространство – эта та область, которую можно бесконечно развивать и расширять самостоятельно. Даже если в детстве она не до конца сформировалась, самопринятию и доверию можно научиться самому. Важно отслеживать возникающие желания и эмоции, с ними связанные. Каждая эмоция – это ключ к Вашему внутреннему миру, они не возникают просто так, и всегда являются поводом для того, чтобы остановиться, прислушаться к себе и понять: что с Вами происходит. О чем эта эмоция пытается Вам рассказать. Как она связана с желанием. Вы можете предполагать разные варианты возникновения эмоций – и это уже будет область переходного пространства. Постепенно в нее можно будет включить и разные варианты проживания этих эмоций в действии, с учетом того желания, которое они сопровождают. Например, Вы испытываете злость. Тогда Вы можете представить, что бы Вы хотели сейчас с ней сделать: крикнуть на кого-то, разбить тарелку, пойти в спортзал, просто сказать собеседнику о том, что Вы злитесь? И каковы могут быть последствия такого поведения: Ваш собеседник обидится или поймет Вас, Вам придется убирать осколки и мусор, Вы устанете от физической нагрузки, но будете довольны, что сумели сделать что-то себе на пользу. Что бы Вам подошло больше? Вы можете фантазировать о разных вариантах, представлять их, прислушиваясь к себе: какой из них для Вас является более подходящим и удовлетворяющим возникшее желание – не забывая, конечно, о том, что в конце концов одно из решений придется принять и прожить уже и в реальной жизни.