• +7 910 4417016
  • info@psy-aletheia.ru

    Причины аутизма или кто виноват?

    Итак, ответ на вопрос Что же такое аутизм? остался позади и приобрел некоторые очертания. Однако, сложно говорить, что аутистический отказ ребенка от мира является простым его пожеланием, прихотью: “уйду и точка”. Это скорее вынужденное заточение. И тогда возникает следующий вопрос: “Почему? Каковы причины ухода?”. Ответ на него и по сей день пытаются найти многие ученые мира.

    Все имеющиеся теории условно можно разделить на 2 полюса – биологический и психологический.

     

    Биологически ориентированные теории основываются на том, что базовые причины развития аутизма кроются в проблемах головного мозга. Множественные исследования направлены на то, чтобы выявить отдел мозга, “ответственный” за ранний детский аутизм. Но единого мнения ученые данного направления так и не достигли.

    А объяснения, используемые для подтверждения этой теории, часто звучат мало научно и не убедительно. Например, Ф. Аппе пишет в своей книге: “что-то в анатомии или физиологии мозга обуславливает его особенности, что-то, чего нет у «обычных» людей”. Учитывая, насколько конкретными и четкими являются науки, изучающие головной мозг, это доказательство теории кажется слишком размытым и не имеющим под собой веских оснований.

    Еще одним опровержением данной теории, является тот факт, что исследования головного мозга детей с аутизмом часто не дают никаких сведений в пользу обнаружения у них нарушений, т.е. мозг детей с ранним аутизмом, по результатам современной аппаратной диагностики, зачастую функционирует так же, как мозг любого другого из «нормальных» детей.

    Таким образом, говорить о том, что аутизм является исключительно биологически обусловленным заболеванием, совершенно, по моему мнению, не корректно.

    Вторая теория аутизма – психологическая – указывает на то, что причинами ухода могут являться проблемы в раннем взаимоотношении между матерью и ребенком. То есть, аутизм – это следствие недостаточного принятия матерью ребенка, недостаточной ее чуткости к потребностям малыша. В первые месяцы жизни ребенка именно мать олицетворяет для него весь мир, и если она в силу разных причин оказывается недостаточно отзывчивой и понимающей, малыш теряет доверие не только к ней, но и к миру в целом. В этом случае отношения с миром переживаются ребенком как крайне болезненные, тяжелые, травмирующие, и единственное безопасное место он находит внутри себя самого, куда и уходит, отказываясь от взаимодействия с окружающей действительностью.

    Однако, и у данной теории есть свои минусы: винить во всем только недостаточность принятия и любви со стороны матери, учитывая, что в мире так много брошенных детей, не ставших аутистами, не корректно.

     

    Исходя из того, что все теории: будь то биологические или психологические – имеют ряд «белых пятен», объяснить которые с их помощью не представляется возможным, я вижу решение данного «спора» в объединении теорий. Что, если истина где-то между ними, и ее стоит искать во «встрече» двух противоположных теорий? Ведь аутизм является более сложным, многогранным заболеванием, нежели он представляется нам сторонниками биологического или психологического подходов.

    В поисках причин аутизма не стоит пытаться найти единственно верную, ведь сколько детей, столько может быть и вариаций, сочетаний биолого-психологических причин, биографических историй, отношений. Каждый ребенок с диагнозом «детский аутизм» уникален, и в основе его заболевания лежат особые, индивидуальные обстоятельства.

     

    И в заключение статьи мне хотелось бы отметить, что поиск ответов на вопросы: «Что? Как? Почему?» – бесспорно важен, однако не стоит забывать и о том, что в его процессе не нужно отрываться от реальных детей, которым нужны не столько ответы на эти вопросы, сколько реальная помощь, любовь и понимание.

    Видов помощи, так же как и причин аутизма, много. Но большинство из них сложно назвать результативными. Помогая своему ребенку с аутизмом каждый родитель должен ответить себе на главный вопрос: «Чего я хочу для своего ребенка?». В зависимости от Вашего ответа и будут выстраиваться цели и пути помощи. Но помните: пытаясь научить ребенка социальным навыкам, нельзя забывать о том, что внутри замкнутого, аутичного ребенка живет личность, испуганная, потерянная в нашем большом мире, но многогранная и необыкновенная. И, может быть, стоит направить свои усилия на то, чтобы ответить на вопрос: как Вы можете больше понять своего ребенка и помочь ему стать более открытым с Вами?

     

    Появление аутичного ребенка сделало вас проводником между «обычными» людьми и «особыми». Не ограничивайтесь только адаптацией малыша к окружающему миру. Воспользуйтесь возможностью познать его собственный мир, мир аутичного ребенка. Вас ждет много приятных сюрпризов!