• +7 910 4417016
  • info@psy-aletheia.ru

    Телевизор: друг или враг?

    Учитывая, как много времени современные дети проводят перед телевизором, хочется ответить однозначно – враг.

    Но это лишь первый импульс. По ходу рассуждений и анализа данного вопроса возникает множество различных «но». И ответить столь резко и категорично становится сложно. Исходя из этого, я решила не ставить себе целью разрешить спор: смотреть или не смотреть телевизор, – а просто попытаться понять, какие «ЗА» и «ПРОТИВ» существуют в этом выборе.

    С одной стороны, телевидение – это полезно. Часто именно через разнообразные телепередачи человек может познать неизведанное, открывать для себя красоты других стран, увидеть, как живут разные люди, посмотреть на диких животных в их естественной среде обитания. И это повышает уровень осведомленности, расширяет кругозор. Через телевизор ребенок обнаруживает, что есть огромный мир, удивляется, радуется и познает его. Все мы выросли на старых добрых советских мультфильмах. И запретить их просмотр просто язык не повернется – настолько искренне, честно и доступно они показывают детям мир, взаимоотношения. Став старше, приблизившись к подростковому возрасту, ребенок может находить для себя ответы на волнующие вопросы, чувствовать единение с кем-либо из персонажей по сходной проблеме, и это позволяет ему чувствовать себя причастным к чему-то общему. Подросток чувствует, что он не один со своими волнениями и заботами, что так важно в этот возрастной период.

    И все это – огромные плюсы телевидения. Но следом идут многочисленные «но».

     

    Главной проблемой, на мой взгляд, является то, что телевидение – это поток информации. Бесконечный, часто мало контролируемый поток, который буквально обрушивается на ребенка. И отсюда возникает масса трудностей. Самым тревожным является тот факт, что время просмотра передач и их выбор часто не контролируются, или контролируются не достаточно. И неизвестно, как та или иная информация отзовется в душе и психике ребенка.

    Восприятие любого ребенка особое – это «детская» призма, через которую малыш смотрит на жизнь. Она, во-первых, отлична от таковой у взрослых и, во-вторых, является индивидуальной для каждого конкретного малыша. Потому о том, как Ваш ребенок воспринял полученные за время просмотра передачи сведения, остается только догадываться. Ответы могут оказываться самыми неожиданными. Даже самые невинные, на первый взгляд, передачи, мультфильмы, могут чем-то испугать, встревожить ребенка.

    Этот минус достаточно легко перевести в плюс. Подойдите тщательно к выбору телепередач и мультфильмов, которые будет смотреть Ваш ребенок. Выбор огромен, но это не значит, что стоит купить один-два диска с мультиками и на этом ограничить ребенка. Нет, внимательно изучите программу телепередач, в зависимости от возраста ребенка подберите программы, которые ему могут быть интересны. Делать это лучше всего совместно, чтобы с раннего детства малыш учился делать свой выбор. Это позволит ему и в будущем тщательно подходить к решению того, что он смотрит, какую информацию получает. Но не делайте выбор за ребенка. Если выбор ребенка кажется Вам совершенно неприемлемым, обсудите это с ним, аргументируйте свое мнение (слова «я так захотела» или «так надо» не стоит относить в разряд аргументов). Это также положительно отразится на формировании ребенка. В последующем, он постепенно научиться прислушиваться к себе и находить свои собственный аргументы для отстаивания своей точки зрения.

    Ограничивайте время просмотра телевизора. Часто происходит так, что телевизор является чем-то табуированным. И тогда у ребенка возникает вполне резонный вопрос: почему папа и мама могут смотреть этот кладезь ярких картинок и интересностей, а ему не разрешают. Бывает и обратная ситуация, когда телевизор буквально становится няней, полноценным ее заменителем. Ребенка усаживают за просмотр мультфильмов на несколько часов, что позволяет спокойно выполнить все домашние хлопоты. Но такой поток информации слишком велик для ребенка. И все положительные свойства телевизора моментально аннулируются. Ограничьтесь одной-двумя передачами в день с обязательным перерывом.

    Но самое важное, после каждой передачи, обсуждайте с ребенком то, что он увидел, что он понял, какие вопросы появились у него во время просмотра. Внимательно выслушайте своего ребенка, ответьте на те вопросы, которые знаете. Если у малыша возникают вопросы, на которые у Вас нет ответа – не стыдитесь сказать об этом честно и прямо, это вполне нормально. Не старайтесь быть для ребенка Богом, он любит и ценит Вас, несмотря на Ваши знания, умения, таланты. И гораздо больше ребенок оценит Вашу честность, нежели попытку увильнуть от ответа. И, кстати говоря, совместный поиск ответов – весьма увлекательное занятие!

    И подводя итог, хочется отметить, что все хорошо, если используется взвешенно, продуманно и в меру.

    Помните, что кроме телевизора, есть реальный мир, познавать который через свой собственный опыт, для любого ребенка – гораздо более полезное и нужное дело!

    Исследуйте, экспериментируйте вместе с детьми. Родители – самое главное в жизни любого ребенка, дарите ему счастье быть в полноценных отношениях с Вами.