• +7 910 4417016
  • info@psy-aletheia.ru

    Вы спрашивали, мы отвечаем: Нет ли у ребенка аутизма?

    Добрый день! По возможности опишу ситуацию. Моему сыну 3,5 года. Я (мать) - русская, отец - грек, т.е. разговариваем на двух разных языках, хотя в основном на русском, отца видит редко, в дет. сад не ходит, целый день проводит с моими родителями дома. Меня беспокоит задержка речевого развития и иногда некие странности в поведении и как мне кажется некоторое отставание в общем развитии. Живем мы на Кипре и хороших специалистов здесь нет. Я очень волнуюсь чтобы у ребенка не было аутизма. Основные моменты:

    1. Понимает речь достаточно хорошо, и русскую и греческую, т.е. просьбы выполняет практически все на обоих языках 2. на имя откликается 3. контакт в глаза есть. если попросить показать на лице нос, глаза, уши, лоб, все показывает и на себе и на чужих лицах. 4. очень своенравное поведение, если что-то делается не так как он хочет или что-то запрещается, начинает биться головой о диван (о твердые предметы не бьется, понимает). иногда начинает сам себя бить по лицу или нападать на родственника, который ему запрещает определенное действие. истерит недолго, минут 5. потом успокаивается и приходит извиняться 5. любит кататься на качелях долго или раскчиваться на лошадке. при этом в себя не уходит, если позвать или отвлечь, то реагирует  6. последнее время появились странноватые движения руками и пальцами. когда что-то получается или чему-то радуется, то перебирает пальцами перед глазами и иногда еще щелкает при этом языком. прдолжительность буквально нескольк секунд, т.е. делается движение один раз. потом через какое-то время если опять эмоция, то опять так делает. если скажу так не делать, то прекращает, но через некоторе время забывает и опять начинает.7. очень эмоциональный и гиперактивный. пракически не сидит на месте  8. теперь про речь. говорит очень мало, хотя за последний месяц очень пополнился словарный запас и стал практически все повторять, но сам построить предложение не может. пока не различает окончания. если спрашиваешь "будешь кушать?" иногда отвечает правильно "буду", иногда "будешь". любит повторять что-то по несколько раз и пока не скажешь ему, что он молодец или не повторишь за ним эту же фразу, то не успокоится. часто видно, что хочет что-то сказать, рассказать, особенно посторонним людям, хочет понравиться, похвастаться так сказать, но начинает нервничать и говорит что-то невпопад   9. указательный жест есть. постоянно показывает пальцем на что-то понравившееся или если что-то хочет.10. если спросить "где лампа или где твоя чашка", то показывает пальцем или приносит предмет про который спрашивали  11. любит играть в прятки и активные игры, такие как футбол. книжками, машинками, рисованием особо не интересуется  12. не может пока что научиться кататься на велосипеде  13. не любит ездить на машине. начинает сразу плакать и просить "мама, машина нет". часто его укачивает и тошнит. возможно отсюда и страх  14. боится перемен, чего-то нового, хотя опять же он привык к определенному режиму, который ему сами мы, взрослые, и навязали. можно сказать присутсвует гиперопека со сторны бабушки и дедушки. единственное что любит из нового так это одежду. очень любит одевать новые вещи   15. людей не боится, но к чужим в дом заходить боится или идти на руки.  16. копирует мимику взрослого, интонацию, жесты  17. любит присутствие взрослого в игре или просто чтобы с ним сидели смотрели мультик или книгу, особенно любит деда, везде его таскает за собой.  18. засыпает только с бабушкой или дедом, один спать отказывается. 19. шумов не боится, любит слушать музыку, есть свои любимы песни. 

    Это основные моменты, которые я бы хотела выделить. Пожалуйста, напишите ваше мнение. Понимаю, что не видя ребенка сложно что-то определенное сказать, но все же для каждого диагноза существуют какие-то свои признаки. Заранее благодарю за ответ.

    Анна

     

     

     

    Здравствуйте, Анна!

    Вы правы, даже по столь подробному описанию, невозможно говорить о наличии или отсутствии у ребенка какого-либо заболевания, без личной встречи. Хотя, бесспорно, есть и общие закономерности, по которым можно делать вывод о наличии диагноза. Но они – лишь часть процесса диагностики, так как многое зависит от поведения во время нескольких встреч со специалистом, характеристик контакта, особенностей выполнения тех игр и заданий, которые предложит психолог.

     

    По тем основным моментам, которые Вы обозначили, я склонна полагать, что Ваш сын вряд ли является аутистом, хотя наличие у него аутистических черт возможно. И я настоятельно рекомендую Вам не ограничиваться ответами специалистов в интернете, а все же найти возможность обратиться к специалисту за очной консультацией (это может быть не только психолог или психотерапевт, но и дефектолог, логопед, невропатолог или психиатр).

    Свой вывод о том, что явно выраженного диагноза «аутизм» у мальчика нет, я строю на том, что нет основных для данного заболевания черт, таких как: невозможность установления контакта, отсутствие социального интереса, социальных привязанностей. Вы пишете, что ребенок довольно живо откликается, устанавливает контакт, в т.ч. зрительный, испытывает потребность в общении с дедушкой, которого «таскает за собой», любит совместные игры.  Я не совсем поняла, есть ли у Вашего сына общение с другими детьми? Спрашиваю это для того, чтобы сакцентировать Ваше внимание на том, что ребенку, для успешного развития и становления, нужно общение и с внешним миром, с другими людьми вне дома – особенно с детьми. Это закладывает базу для его дальнейшей социализации. Поэтому стоит позаботиться о создании «компании» детей для него, если таковой нет. 

    К признакам, которые могли бы быть проявлениями аутистических черт, из описанных Вами моментов, относятся стереотипные движения руками и пальцами, страх перемен, любовь к раскачиванию. Но эти проявления не являются прямым свидетельством и подтверждением аутизма. Так, страх перемен может быть действительно связан с тем распорядком, в котором живет, если там крайне редко бывают изменения, особенно связанные с общением и "выходом в свет". Обязательно поясняйте перед любыми переменами – что будет происходить, как можно реагировать, помогайте ребенку в процессе. Если есть некоторое время до «изменения»,  то можно даже разыграть с помощью игрушек предстоящее событие, с диалогами. Чтобы у малыша сложился образ того, как можно действовать.

    Раскачивание же -  это процесс, который подает в мозг множество сенсорных импульсов и тактильных ощущений. Это некоторое возвращение во внутриутробное состояние, в ситуацию безопасности и спокойствия. Возможно, мозг Вашего сына испытывает некоторую недостаточность сенсорных ощущений – попробуйте обогатить его окружающую среду, например, купив мяч-фитбол, устроив различные игры на чувствование своего тела, включайтесь в его раскачивания комментируя их, добавляя в них игровой сюжет – не просто качается на лошадке, а скачет в волшебную страну и т.п.

    Что касается «странноватых движений руками и пальцами». Возможно, это связано с невозможностью ребенка выразить себя иначе, как-то еще показать Вам свою радость. Попробуйте не запрещать, а называть то, что с ним происходит – громко и радостно говорить «У тебя получилось! Молодец! Получилось!» или мягким, ласковым голосом комментировать «Ты радуешься!» или «Тебе весело!». Это же касается и негативных эмоций. Важно помочь малышу понять то, что с ним происходит и обозначить это словом. В т.ч. и в ситуации истерики - Вы можете сказать «Я вижу, что ты расстроен, но брать нельзя». (Интонационно выделяя при этом «нельзя»).

    Несмотря на то, что я бы не характеризовала Вашего ребенка как аутичного, некоторые трудности в развитии мальчика все же имеют место. На мой взгляд, их причиной является педагогическая запущенность. Данная проблема, несмотря на то, что не является столь страшной и пугающей, как аутизм, может значительно осложнять жизнь ребенка и даже приводить  к задержке развития. Основой педагогической запущенности являются проблемы воспитания. Сейчас я немного поясню Вам что именно имею ввиду.

    Важно, чтобы в жизни ребенка существовали четкие рамки и границы (при этом они должны быть адекватными и «здоровыми»!). Совершенно недопустимо, чтобы один член семьи запрещал ребенку, а второй тут же позволял. Это то, что наносит вред психике ребенка – размываются границы, теряются опоры. Гиперопека, о которой Вы пишете, также наносит ребенку вред едва ли не больший, чем пренебрежение. Это то, что серьезно тормозит развитие малыша. Для успешного формирования мозга, психики, важно, чтобы ребенок активно исследовал окружающий мир, учился постепенно заботиться о себе самостоятельно, осваивал новые предметы вокруг, при этом постепенно брал на себя те обязанности, которые ему под силу (например, убрать за собой игрушки). Иными словами для формирующейся психики трехлетнего малыша стабильность и нерушимость взрослых очень важна.

    В качестве примера приведу то, что Ваш сын не засыпает один. Постепенно вводите правило, что спит он сам. Да, бабушка с дедушкой могу почитать сказку и побыть до засыпания, но затем малыш спит сам. Это тоже постепенно нужно принять за правило и норму. Не резко и кардинально, но плавно, проговаривая ребенку, что будет вот так, приучать его спать самостоятельно. Здесь важно, чтобы бабушка и дедушка сами осознали, что ему следует спать одному. И тогда им гораздо проще будет объяснить это мальчику и приучить его к этому. 

    Отдельно хочу сказать относительно речи. Вероятно, у Вашего ребенка имеются трудности в речевом развитии в связи билингвизмом (двуязычием). Данной проблемой больше занимаются такие специалисты как логопед и дефектолог. Поэтому я настоятельно рекомендую Вам обратиться к ним для консультации. Я же со своей стороны могу посоветовать некоторые первичные шаги, которые Вы можете начать делать сами.  При общении с сыном обозначайте каждое слово коротко и четко. Называйте все действия во время общения с ним – ты попил, машина катится и т.п. Не бойтесь использования «детских» слов. Например, когда ребенок раскачивается, можно говорить ему не «ты качаешься», а просто «кач-кач». Таким образом, мальчику легче будет начать подражать Вам. Кроме того, очень важно окрашивать речь эмоционально. Не говорите ровным, монотонным голосом – чем больше эмоций будет в Вашем голосе, тем лучше. Меняйте тембр голоса, напевайте, произнося что-либо, говорите от лица игрушек разными голосами и т.п. Изучайте простые команды («дай», «на»). Используйте имеющийся у мальчика словарный запас максимально. Если Ваш сын хочет что-либо, учите его попросить – сперва реакцией на его требование произносите «Ты хочешь пить» (выделяя последнее слово интонационно), затем просите повторить («пи-и-ить»). Важно помнить, что пока ребенка все понимают с полуслова или после его указательного жеста, у него нет потребности говорить. Речевую активность нужно развивать, особенно в условиях двуязычия. Соблюдая при этом «золотую середину», конечно. Не стоит доводить ребенка до исступления, не понимая всех его просьб. Поощряйте его активность, помогайте ему называть, закрепляйте. Важно, чтобы в Ваших действиях выражалась любовь к ребенку, позитивное отношение, желание помочь и включенность в коммуникацию.    

    Важно помнить, что не стоит ждать мгновенного результата, нужно плавно и постепенно работать с ребенком, воспитывать его, помогать ему справляться с трудностями, при этом будучи для него опорой.

    Успехов Вам!

    С уважением, Минина Анастасия, клинический психолог, психотерапевт.