• +7 910 4417016
  • info@psy-aletheia.ru

    Клиент и психотерапевт: наблюдение за эмоциями (по следам семинара Н. Мак-Вильямс, часть 3)

    Наблюдение за мимикой, невербальным поведением человека, угадывание его скрытых мыслей вызывает все больше интереса у многих людей. Об этом пишут научно-популярные книги и снимают целые сериалы. В психотерапии невербальное поведение клиента также всегда отслеживается терапевтом - это неотъемлемая часть работы. Но сегодня я предлагаю Вашему вниманию описание одного исследования, которым поделилась на семинаре Нэнси Мак-Вильямс, и в фокусе которого находятся не только клиенты, проходящие терапию, но и сами психотерапевты!

    Райнер Краузе (Rainer Krause), немецкий психолог, занимался изучением аффективных интерактивных стратегий коммуникации: того, как эмоциональное состояние, вербальное и невербальное поведение одного человека влияет на его собеседника. Особое внимание Краузе уделял мимике, тому, как эмоции выражаются на лице человека и как это связано с различными внешними и внутренними обстоятельствами.

    Так, известно, что есть 9 основных эмоций, выражение которых на лице человека узнаваемо всеми людьми, независимо от культуральных различий: злость, радость, удивление, страх, стыд, грусть, отвращение, высокомерие, страдание. Но есть люди, испытывающие определенные психологические проблемы, для которых распознавание этих эмоций на лицах других людей затруднено.

     

    В связи с тем, что эмоции и мимика напрямую связаны с психологическим состоянием человека, Краузе провел ряд интересных исследований в области психотерапии.

    Вместе с коллегами он наблюдал за мимикой и невербальным поведением психотерапевтов в процессе их работы с пациентами, и анализировал связь между этим поведением и успешностью психотерапии. В исследовании принимали участие 11 опытных психотерапевтов разных направлений: когнитивно-бихевиорального, психоаналитического и клиент-центрированного. С каждым из пациентов они проводили по 15 сессий, которые записывались на две видеокамеры: одна была направлена на лицо пациента, другая - на лицо психотерапевта. В итоге были получены следующие результаты:

    • 10 из 11 пациентов были более экспрессивными и меняли выражение эмоций на лице чаще, чем их психотерапевт.
    • Эмоции на лице психотерапевтов чаще были легко распознаваемыми, "чистыми". На лице пациентов эмоции, как правило, были смешанными, включали элементы сразу нескольких эмоций одновременно.
    • Особенности мимического поведения психотерапевтов не связаны с их теоретической ориентацией, а скорее зависят от личностных характеристик и особенностей протекания диалога с пациентами.
    • Наличие таких эмоций как гнев, отвращение и презрение в поле клиент-терапевтических отношений повышает эффективность психотерапии, поскольку обозначает отправную точку для исследования проблем и конфликтов пациента.
    • Негативные эмоции терапевта могут быть как реакцией на поведение пациента, так и на тех людей или темы, о которых он рассказывает.

    Как можно проинтерпретировать полученные данные?

    Известно, что аффект на лице меняется под воздействием общения с другим человеком. Мы склонны подстраиваться под собеседника, и если он рассказывает что-то веселое, мы улыбаемся, выражая радость; если он рассказывает эпизод, в котором он злился, злость невольно находит отражение и на нашем лице и т.п.

    Но у психотерапевта, согласно исследованию, проведенному Краузе, при работе с клиентами эта подстройка минимальна. Как и частота сменяемости аффекта на лице. То есть сама подстройка происходит, но она длится доли секунды, после чего эмоция терапевта меняется.  Терапевт очень тонко отслеживает эмоции клиента и свои собственные. При этом было доказано, что чем меньше психотерапевт подстраивается, тем успешнее протекает терапия. Подстраиваясь, мы как бы присоединяемся к своему собеседнику, но задача терапевта - оставаться объективным, одновременно быть "вместе" с клиентом, при этом оставаясь "вовне". А потому чувства, которые вызывает рассказ клиента, могут не совпадать с чувствами, которые выражает сам клиент. Часто бывает, что клиенты, рассказывая о трагических историях и событиях собственной жизни улыбаются, защищаясь от боли, которая внутри всего этого заключена. Поэтому лицо психотерапевта в этих случаях может выражать грусть и страдание - как бы "вместо" клиента. Или, например, если клиент приходит с агрессией, терапевт может выражать удивление ("Интересно, на кого/что он злится?"); стыд на лице клиента может вызывать злость у терапевта (за то, что кто-то пристыдил клиента). Если клиент приходит с выражением высокомерия, терапевт может чувствовать и показывать грусть (за того, кому пришлось это высокомерие выдерживать). И так далее.

    Один из основных выводов Краузе говорит о том, что в психотерапии, помимо всего прочего, терапевту очень важно на невербальном уровне показать клиенту, что существуют разные чувства касательно каждой конкретной ситуации, что всё может выглядеть несколько иначе, чем он это изначально себе представлял. Это то, что помогает расширить видение клиента, позволяет ему взглянуть на собственную жизнь, отношения, проблемы под разными углами, сделав картинку более целостной и правдоподобной. И как следствие - найти наиболее подходящие и эффективные пути взаимодействия со сложившейся ситуацией.

    С частью исследований Краузе, переведенных на английский язык, можно ознакомиться здесь.