• +7 910 4417016
  • info@psy-aletheia.ru

    1+1=1? (по теории М.Малер, часть 1)

    Продолжая тему моей прошлой статьи, на этот раз я хотела бы несколько углубиться в тему слияния и подкрепить свои размышления теоретическими воззрениями автора, чьи взгляды наиболее близки мне и который, кроме того, является одним из основоположников детского психоанализа. Это Маргарет Малер и ее теория сепарации-индивидуации.

    Мне хочется начать с того, что Малер – человек практики, все ее выводы и теоретические постулаты – результат многочисленных часов работы с детьми раннего возраста, преимущественно с младенцами, а также с детьми c серьезными нарушениями психического функционирования. Такой опыт позволил ей говорить о том, что между ними есть важное сходство. И те, и другие, будучи биологически рожденными, тем не менее, не достигли психологического рождения. Но их различие в том, что первые находятся на пути к нему, а вторые не достигают его вовсе. Под психологическим рождением Малер понимала как раз свободу от безграничного слияния ребенка с матерью, успешное прохождение их «разделения» (сепарации). При этом Малер видела две переплетающиеся линии в этом рождении, именно они и положены в название теории. Сепарация подразумевает отделение ребенка от матери, обретение им самостоятельности, независимости. Индивидуация означает стремление ребенка построить свою собственную идентичность, найти свой индивидуальный путь.

    Таким образом, эта теория описывает те трансформации, которые происходят во внутреннем мире ребенка, позволяя ему стать отдельной уникальной личностью. При этом эти трансформации имеют определенную закономерность, они происходят поэтапно. Первые два этапа, о которых речь пойдет в сегодняшней статье, описывают процесс слияния, в котором ребенок как бы уже рождается, и в котором происходят его самые первые (во внутреннем плане) шаги по опознаванию себя и окружающего мира.

     

    На каждом из этапов развития ребенка подстерегают трудности, которые, если они не будут успешно преодолены, могут привести к нарушению правильного течения развития. И тогда происходит своеобразный сбой системы: ребенок может как бы «застрять» на этой фазе и перестать двигаться в своем развитии дальше. Или же, если нарушение было не столь серьезным, развитие будет продолжаться, но с определенным дефицитом. И в стрессовых и особо тревожных ситуациях такой человек будет регрессировать и возвращаться в характерное для этой фазы состояние беспомощности. При этом, чем раньше произошли нарушения, тем тяжелее их последствия и тем сложнее их корректировать в дальнейшем.

    Для того, чтобы теория выглядела более наглядной, Вы можете воспользоваться специальной таблицей. В ней выделены основные характеристики каждой фазы и описаны нарушения, которые могут появляться во взрослой жизни человека, если какую-либо из фаз ему не удалось по тем или иным причинам пройти успешно.

    Что же происходит с внутренним миром ребенка, находящегося в состоянии слияния с матерью? Какие трудности поджидают ребенка на этих первых этапах развития?

    1 фаза: Аутистическая (первый месяц жизни ребенка).

    Это период «нормального аутизма», когда внешний мир для ребенка попросту не существует. Новорожденного в этот период можно назвать соматически ориентированным, поскольку все его реакции и желания направлены на поддержание комфортного ощущения в собственном теле. И именно мать этому способствует, от ее чуткости, способности правильно реагировать, понимать желания малыша, выдерживать тревогу зависит его внутреннее ощущение безопасности и спокойствия. Это стадия, когда слияние поглощает все пространство, когда нет ни матери, ни ребенка, ни мира. В сознании новорожденного есть только единая система, которая удовлетворяет или не удовлетворяет потребности его организма.

    Если эта фаза прошла неудачно, то здесь речь пойдет не совсем о нарушении развития, поскольку нет еще даже отправной точки, например опыта отношений с матерью, который мог бы «держать» ребенка в мире. В этом случае полное отсутствие должной заботы, внимания, эмоциональной реакции на малыша может привести или к глубоким психотическим расстройствам, или же к его гибели, к отказу от жизни. И это зачастую смерть, не объясненная никакими физиологическими данными. Это прямой протест маленького, только недавно появившегося на свет человека – против холодности, пренебрежения, отсутствия любви. Это реакция на мощную травматизацию. Психике малыша становиться легче справиться с собственным организмом, направив на него всю свою злость на мир, чем со взрослым человеком, который так и не почувствовал связи со своим ребенком. Только представьте себе, ведь это далеко не единичный случай! Когда совсем еще кроха принимает решение не жить. Страшное решение, но лишь так, как бы парадоксально это ни звучало, малышу удается себя спасти.

    2 фаза: Симбиотическая (2-ой – 5-ый месяцы жизни).

    На этой стадии внутренняя жизнь ребенка приобретает определенные очертания, где появляется место самым первым отношениям – с матерью. Мать представляет для него весь мир, и именно она становится его первым и самым главным объектом любви и привязанности. Однако, она не воспринимается им как кто-то отдельный. Он и мама – едины, между ними нет границ, в его сознании они вместе находятся в мире блаженного комфорта и спокойствия. Тем не менее, это состояние то и дело прерывается, поскольку мать не может быть вместе с ребенком ежесекундно. Это постепенно сталкивает малыша с реальностью, с тем, что мать вне его и он не всегда может управлять ей. Тем не менее, ощущение всемогущества и возможность добиться желаемого важны для младенца, поскольку создают баланс в ощущениях удовльствия-неудовольствия и позволяют справляться с сильной тревогой и страхами, которые одолевают ребенка каждый раз при потере всемогущего контроля над матерью.

    Если говорить о слиянии, то именно эта стадия, на которой так сладостно быть и матери, и малышу, когда они чувствуют себя комфортно и безопасно друг с другом, не испытывая необходимости в ком-то еще.

    Чаще всего, именно здесь и происходит главная драма дальнейшего развития: младенец должен постепенно отделяться и знакомиться с миром, тогда как мать может испытывать крайнее беспокойство и тревогу от растущей самостоятельности малыша, тем самым бессознательно притормаживая момент его отделения.

    Если на этой фазе происходят нарушения, то они приводят к потери возможности отделиться от матери, ребенок навсегда застывает на уровне психотического функционирования, так и не сумев отделить самого себя от объекта привязанности. Человек, получивший серьезную травму на этом этапе развития, как бы навсегда остается тем самым ребенком, жаждущим быть одним целым с кем-то еще. Такие люди могут иметь склонность к зависимым отношениям и попадать вообще в разные виды зависимостей: алкогольную, наркотическую, игровую, любовную. Зависимость стирает границы между человеком и реальностью, продлевая сладостную иллюзию того, что мир полон наслаждений. В более легком варианте, такой человек, сумев частично отделить себя и значимые объекты, будет подвергаться сильнейшим приступам страха и тревоги, справиться с которыми самостоятельно будет практически невозможно – он будет постоянно возвращаться к состоянию беспомощности, так характерному для ранних этапов развития.

    Две описанные мной фазы – это периоды, когда ребенок находится в тесном слиянии с матерью и совершает лишь первые шаги к своему дальнейшему развитию как самостоятельной личности. Важно, чтобы обе эти фазы были пройдены, не имея значительных сбоев и нарушений на своем пути, поскольку лишь успешное их прохождение гарантирует благополучное развитие на дальнейших фазах разделения (сепарации), о которых, к слову сказать, я предлагаю Вам прочитать в моей следующей статье. Прохождение стадий сепарации – не менее сложный путь, тем не менее, приносящий много нового и интересного в жизнь мамы и ребенка.