• +7 910 4417016
  • info@psy-aletheia.ru

    «Жила-была девочка, похожая на тебя…»: сказки в помощь

    Все мы любим сказки, разные по своему содержанию, но обязательно – со счастливым концом. Сказки сами по себе несут много важной информации, но что, если использовать их более целенаправленно, помогать через них детям?

    Эта идея является основой книги «Жила-была девочка, похожая на тебя…» австралийского психолога Дорис Бретт.

    Но она движется дальше, предлагает не просто читать «готовые» сказки, а придумывать свои. В книгу включены одиннадцать историй про девочку Энни, для проработку через них таких важных и серьезных проблем как страхи (боязнь темноты), энурез, застенчивость, развод родителей, отношения ребенок-мачеха-отчим и т.д. Всегда легче слушать про неких девочку или мальчика, чем сталкиваться напрямую с собственными страхами, переживаниями. Сталкиваясь с такими проблемами, родители зачастую просто не знают, как быть, что сказать, как помочь или хотя бы прояснить ситуацию. Это вызывает много разных чувств, в том числе и злость, адресованную, однако, совсем не ребенку. Под влиянием переживаний, родители не всегда способны помочь ребенку.

    В таких ситуациях данная книга может стать настольным советчиком и верным спутником.

     

    Большим плюсом в ней является то, что автор не просто представляет истории, но перед этим описывает проблемы, возможные трудности при столкновении с каждой из них, объясняет родителям чувства и переживания ребенка. И все это написано доступным, понятным, лаконичным языком, что и следовало ожидать от человека, создающего истории для детей.

    Единственной возможной трудностью, которую, тем не менее, я не отношу к минусам книги, является необходимость «переделывать» сказки, добавляя в них индивидуальность. Проще было бы просто зачитать сказки – с этим сложно поспорить. Но это вряд ли принесет Вам и Вашему ребенку необходимый эффект. Поскольку проблема каждого конкретного ребенка индивидуальна, а значит и сюжет истории – исключительный. Только тогда сказка может действительно оказаться целительной.

    Через сказку ребенок понимает, что он не один, что кого-то (пусть и персонажа сказки) волнует похожая проблема. Более того, в истории есть вариант разрешения этой проблемы. Но тут нужно быть осторожными. Нужно помнить, что ваш вариант - он исключительно ваш. А у ребенка есть полное право найти свой, более того, это будет гораздо полезней для ребенка. Поэтому прочтение и составление такой сказки лишь для того, чтобы показать ребенку, как нужно поступить – не совсем этично по отношению к вашему малышу. Описание решения проблем в истории скорее служит демонстрацией ребенку того, что выход есть, любые трудности можно преодолеть.

    Такой вариант помощи ребенку – лишь один из многих и вовсе не универсальный метод. Но его использование принесет много  положительных моментов. Среди которых – и возможность лучше понять вашего ребенка, сформулировав для себя его проблемы, «встав» на его место. А еще появится время для того чтобы спокойно подумать, как вы бы предложили ребенку справиться со своими проблемами, как бы вы сами, будучи на его месте, с ними справлялись.

    Поэтому я очень рекомендую книгу Дорис Бретт всем родителям, не говоря уже о специалистах, работающих с детьми. Поскольку, если после ее прочтения, вы действительно пофантазируете, прислушаетесь к себе и своему ребенку, начнете экспериментировать и составите уникальные истории для своих детей, результат будет превосходным.

    Желаю вам приятного прочтения и смелых экспериментов!