• +7 910 4417016
  • info@psy-aletheia.ru

    «Он все делает не так!», или почему родителям так сложно угодить?

    Работая не только детским психотерапевтом, но и детским нейропсихологом, я часто слышу от родителей запросы вроде: «Он ничего не хочет делать! Он не запоминает ничего! Его невозможно усадить!». Запросы разнообразны, но на каждый из них хочется задать родителям массу встречных вопросов: Он совсем ничего не хочет, или отказывается делать то, что нужно Вам? И неужели его память действительно коротка настолько, что в ней ничего не удерживается? Или может быть ему просто не совсем интересно то, что Вы просите его заучить? Совсем невозможно усадить? Или невозможно усадить в очередной раз переписывать пропись по письму, чтобы была довольна Марь Иванна, и похвалила дитятко, дав родителям повод для гордости?

    Конечно, здорово, если ребенок внимательный, если с ним легко, если память у него хорошая, если уроки делать целыми днями рядом с ним не надо. Но грань между тем, чтобы ребенок был полноценным, здоровым и тем, чтобы он был максимально «удобным» довольно тонкая. И судя по моему опыту, иногда так бывает, что родители увлекаются тем, как бы сделать ребенка «поудобнее» вместо того, чтобы принять его таким, какой он есть. Я не хочу и не пытаюсь заниматься нравоучением, наоборот, я искренне полагаю, что ни один родитель не хочет своему ребенку ничего плохого. Более того, к нам приходят именно те, кто ищет, учится, развивается и всячески хочет помочь своему чаду. И моя задача – помочь разглядеть родителям эту грань, где у ребенка действительно есть какие-то отклонения, которые возможно скорректировать, а где, возможно, желания и ожидания родителей несколько завышены.

     

    Так откуда все-таки берутся все эти «ничего не хочет, уроки делать отказывается, памяти нет и т.п.»?

    Давайте начнем с небольшой иллюстрации – это некий собирательный образ тех случаев, с которыми я часто сталкиваюсь в своей практике.

    На приеме мама и маленький ребенок, 3-4 лет. Мама искренне волнуется за ребенка, у него, например, есть небольшие сложности с речевым развитием. Она пришла за консультацией и диагностикой уровня развития высших психических функций. Стоит оговорить, что чаще всего, если нет грубой выраженной задержки развития ребенка, нейропсихологические пробы бывают малоинформативны в этом возрасте, потому как в этот период идет активное развитие ребенка, и у каждого малыша свой темп, а потому какие-либо несущественные трудности формирования той или иной психической функции можно будет увидеть чуть позже. Тем не менее, зачастую у малышей с трудностями речевого развития обнаруживаются проблемы с мелкой моторикой рук, например. И вот, взволнованная мама говорит – ну что же делать, как заниматься? Получая свои рекомендации, она затаив дыхание спрашивает: «А как думаете, нам на курсы, где цифры-буквы учат, уже стоит начать ходить?».

    Эта ситуация встречается практически на каждом приеме детей 3-4 лет. С той лишь разницей, что некоторые уже ставят перед фактом: «ну вообще мы вот на курсы такие-то ходим, там же наверное их этому учат?».

    Я не против того, чтобы развивать ребенка, я понимаю, что родители хотят для своих малышей самого лучшего. Но насколько удивительны последующие жалобы на проблемы с обучением у таких детей, которые чаще всего звучат так: «Ему бы все играть! Он все время отвлекается, я скоро все игрушки из комнаты его вынесу!». По-моему, все вполне закономерно. Потому что в ответ возникает вопрос, а когда еще ему играть? Малыш терпел и так слишком долго – он с 3-4 лет готовился к школе, чтобы сейчас, поступив в эту самую школу, снова учиться, и готовиться теперь уже в институт?

    Вполне естественно, что, не наигравшись в отведенный для этого возрастной период, ребенок начинает играть тогда, когда терпения учиться и так много сидеть за партой у него уже просто не хватает. Потому что именно в игре идет развитие не только эмоциональной сферы, не только тесное общение с мамой и близкими людьми, но и формирование многих психических функций. Играя с ребенком, Вы даете ему гораздо больше, чем всевозможные курсы. Вы помогаете его мозгу дозреть, развиться, Вы готовите базу, почву на которой вскоре взойдут благодарные Вам «семена» знаний, которые ребенок получает в подготовительной группе и в школе. Удивительно для меня также узнавать от мам, пап, часто от бабушек, что многочисленные детские забавы (ладушки, гуси-гуси, вышибалы и прочее) детям просто не передаются. Заметьте, раньше не было подготовительных курсов и множества программ обучения чтению, счету, письму и прочим школьным предметам, тем не менее, сколько умных людей, сколько гениальных ученых выростало, развивалось. Все потому, что огромное количество детских игр, шуток-прибауток, игр с мячом, во дворах, с соседскими ребятами, направлены на развитие всех психических функций! И чем больше у ребенка опыта таких игр, чем больше забав было в его детском возрасте, тем лечге ему будет сесть за парту и быть мотивированным на учебу.

    Кроме того, я убеждена, что в тот момент, когда мозг ребенка дозреет до овладения тем или иным навыком, ребенок сам проявит к нему интерес, если у него будет чуть больше свободы для творчества, игр, естественного развития, и собственного выбора.

    Успехов Вам в Ваших совместных играх, поверьте, это весьма увлекательный опыт!