• +7 910 4417016
  • info@psy-aletheia.ru

    Поощрение и наказание в процессе воспитания

    Тема поощрения и наказания очень неоднозначна и таит в себе много тонкостей. Возникают разные вопросы: стоит ли наказывать ребенка и как? Или нужно только хвалить и поощрять добрые поступки? А может быть система поощрений и наказаний вообще не нужна? В рамках этой статьи я хотела бы обозначить основные акценты в теме воспитания и методов воздействий, которые мне кажутся действительно значимыми.

    1) Пожалуй, самое важное в поощрениях и наказаниях - это их  системность. Ребенку важно понимать, почему с Вашей стороны следует то или иное действие, что послужило его причиной. Поэтому одни и те же поступки ребенка, если они были так или  иначе оценены Вами однажды, должны быть оценены ровно таким же образом и в последующем. В корне не верным будет, если сегодня за свое поведение ребенок будет лишен игрушек и удовольствий, а завтра это же поведение не будет вообще отмечено как что-либо неправильное или, что еще хуже, вызовет у родителя умиление или положительные отклики. Это размывает границы дозволенного/недозволенного, что в свою очередь негативным образом сказывается на формировании собственных границ и внутренних правил ребенка. Поэтому нужно отслеживать и пресекать подобные ситуации, стараясь быть максимально последовательным и четким в своих требованиях к ребенку. Важно понимать, что рамки и границы касаются не только запретов, но и вседозволенности: она несет в себе негативные для развития ребенка последствия, так же, как и жесткие, тиранические запреты.

     

    2) Все-таки важно следить и за тем, чтобы поощрений все же было больше, чем наказаний. Не забывайте, что положительная поддержка делает каждого человека лучше, внутренне красивей, уверенней в собственных силах. Научитесь отмечать каждую, пусть и не большую, но все же, победу. Тогда будет легче не только ребенку, но и Вам. Тем не менее, хвалить без остановки ребенка не стоит, похвала, как и порицание, должны быть уместными, поскольку чрезмерное их использование приведет к тому, что оба эти способа потеряют для Вашего ребенка всякое значение.

    3) Внимательно стоит относиться к тому, каким именно способом Вы поощряете или наказываете своего ребенка. Бесспорно, в качестве поощрения могут быть использованы и материальные ценности, но прибегать к этому способу часто я бы не рекомендовала. Все же гораздо лучше, если наибольшей ценностью для ребенка станет Ваше словесное поощрение его действий, Ваше одобрение и радость за него. Что же касается наказаний, то, на мой взгляд, они должны быть использованы не слишком часто, в словесной форме, или же в форме лишения (не сделаешь – не будешь смотреть мультфильм). И снова помните про системность – обещание наказать или поощрить должно быть осуществлено, поскольку в следующий раз ребенок попросту не поверит Вам! Использование же в качестве воспитательной (или какой-либо иной) меры физической силы зачастую хотя и может принести краткосрочный желаемый результат, тем не менее, влечет за собой множество пагубных для ребенка последствий (например, ребенок станет замкнутым, повысится тревожность, либо это наоборот приведет к высокому уровню агрессии и стереотипу, что всего стоит добиваться силой). Поэтому, я рекомендую воздерживаться от использования физической силы при воспитании ребенка для сохранения душевного равновесия ребенка и самого себя.

    4) Помните также о том, что каждое действие может быть кардинально противоположным образом оценено в разных ситуациях. Например, есть притча о мальчике, которого закидали камнями и за то, что он потушил огонь (на котором охотники хотели приготовить себе пищу), и за то, что потом не потушил его (когда уже горел дом). В каждом случае необходимо разбирать с ребенком сложившуюся ситуацию, и объяснять ему, почему в, казалось бы, одинаковых ситуациях его поступок был расценен по-разному. Такие объяснения, совместные разборы могут в последующем помочь ребенку сделать правильный выбор между возможными вариантами разрешения ситуации.

    5) Выбор модели воспитания, в том числе с преобладанием закрепления положительных поступков и действий или наказания за проступки, во многом идет из детства каждого родителя. И чаще всего этот выбор делается либо вслед за детским опытом («меня так воспитывали, и я считаю этот метод весьма действенным»), либо вопреки ему («я ни за что не повторю ошибок своих родителей»). И в этом смысле, каждому родителю важно понять, что движет им, и насколько данный выбор адекватен жизненным ситуациям. Поскольку часто, следуя за своим детским опытом, мы не прислушиваемся к тому, что подсказывают нам наши чувства и ощущения.  А ведь именно они наши главные помощники в выборе методов и средств воспитания детей.

    Но самый главный совет, который я могу дать всем родителям без исключения – слушайте себя, внимательно анализируйте свои чувства и переживания, прежде чем  предпринимать любые действия в отношении ребенка, в том числе поощрять или наказывать его. Не забывайте и о том, что Ваш ребенок – отдельная личность, не переставайте слушать его, относиться к нему с уважением, принимая его достоинства и недостатки. У каждого из нас есть вредные привычки и черты характера, которые могут раздражать или приносить дискомфорт другим людям. Тем не менее, лишь уважением, аргументированным общением и искренней любовью можно добиться положительных изменений в человеке, не причинив ему вреда.