• +7 910 4417016
  • info@psy-aletheia.ru

    Дать развиваться нельзя навредить: расставляем запятые

    Часто приходится слышать от родителей дошкольников фразы вроде: «А что он должен делать в этом возрасте, до скольких считать, а читать должен?», «А почему она грызет ногти/писается/дерется, как от этого избавиться?», «А почему он такой ленивый и не хочет заниматься?».

    С одной стороны, эти вопросы отражают ваше беспокойство за своих детей, что вполне понятно и свойственно всем ответственным родителям. С другой стороны в этих вопросах присутствует не только стремление понять ребенка, но и стремление переделать, подстроить. И тогда различные симптомы видятся помехой на пути к собственной цели, хотя на самом деле они могут являться попыткой ребенка достучаться до вас. Потому что любому проявлению, будь то агрессия, самоагрессия, негативизм, частые капризы, энурез, страхи, тревога чаще всего есть свое объяснение, но это объяснение абсолютно уникальное, индивидуальное для каждого ребенка. Кто-то может грызть ногти, потому что злится, кто-то другой – потому что сильно волнуется. Агрессия, излишняя капризность тоже могут быть вызваны совершенно разными причинами: выражением злости, желанием привлечь Ваше внимание или борьбой за свои границы.

     

    Если вы отмечаете такие проблемы в развитии своего ребенка, с которыми не получается справиться самостоятельно, не медлите с визитом к психотерапевту – это позволит проработать с ребенком проблемы в маленьком возрасте, не накапливая и не забирая их во взрослую жизнь.

    Но кое-что для успешного развития ребенка и для разрешения имеющихся у него проблем можете сделать и вы сами:

    1. Помните, что ребенок не продолжение вас, не ваша часть. Ребенок – отдельная личность. Нагружая с раннего возраста ребенка своими нереализованными желаниями, вы лишаете его собственных желаний. Более того, у каждого возраста есть своя ведущая деятельность. Для дошкольного возраста такой деятельностью является игровая. А потому требовать от 3-4летнего ребенка усидчивости или обвинять его в лени, поскольку он не хочет заниматься, просто не имеет смысла. Это значит, что период игры у ребенка попросту отнимают, с раннего детства навязывая ему стереотип, что он «ленивый» и «должен измениться».
    2. Играйте с ребенком. Игра – самое важное занятие детства. Право ребенка на игру должно быть непоколебимо также как на еду, сон, прогулки и т.п. Не наигравшись в детстве, ребенок будет восполнять это всю оставшуюся жизнь. Каждому возрасту – свои интересы. Ценность игры намного больше, чем кажется нам, взрослым, на первый взгляд. Именно в игре ребенок может выразить свои тревоги, страхи, переживания. Именно через игру в психотерапии ведется основная работа с ребенком, поскольку игровой процесс таит в себе много секретов, о которых ребенок никогда не скажет прямо. Поэтому дайте ребенку играть, у него еще будет длинный период жизни для учебы и получения важных знаний. Но еще лучше, если Вы сможете искренне, от души, играть с ним хотя бы полчаса-час в день, не отрываясь на приготовление еды, работу с документами, мытье посуды и важные деловые звонки. Дайте ребенку Ваше общее время, когда вы вместе отправитесь в увлекательное игровое путешествие. Вы и сами не заметите, как станете компаньоном и верным товарищем для ребенка.
    3. Пробуйте искать смысл тех или иных поведенческих или соматических (имеются в виду разнообразные телесные проявления, такие как энурез, кожные заболевания, не обусловленные органическими причинами) проявлений. Каждый раз задавайте себе главный вопрос: зачем? Для чего ребенок выражает себя таким образом, что он хочет этим сказать? Вы можете спрашивать прямо у ребенка, чего ему не хватает. Ищите эти смыслы вместе. Но помните, если поведенческая или соматическая проблема начинает крайней негативно сказываться на становлении личности ребенка, поход к специалисту лучше не откладывать!
    4. Работайте над собой. Ваш ребенок еще только формируется, развивается, вы же – взрослый, ответственный за него человек. И во многом именно от вашего поведения и мировоззрения зависит его дальнейшее развитие. Поэтому, прежде чем ругать, например, подумайте: на что именно вы злитесь, действительно ли злость адресована ребенку, или он просто «попал под горячую руку»? Гораздо действенней будет, если Вы выразите ребенку свою злость в спокойной обстановке, аргументируя ее, говоря о своих чувствах (например, «ты сделала так-то и так-то, что привело к тому-то и тому-то, когда ты так делаешь, я чувствую то-то и то-то, и очень переживаю из-за этого»).

    Но самое главное правило, истина, к которой стоит прислушаться – любите своего ребенка, принимайте его (не пытаясь переделать под чьи-то стереотипы), и как можно чаще хвалите. Маленький человек очень зависим от своих мамы и папы, особенно в самом начале своей жизни. И если вы хотите, чтобы ваш малыш рос счастливым, в гармонии с собой, то верьте в него и любите всем сердцем.