• +7 910 4417016
  • info@psy-aletheia.ru

    Что такое аутизм?

    Понятие «детский аутизм», частота встречаемости которого в последние годы непреклонно растет, привлекает внимание все большего числа людей. Но, впервые сталкиваясь с ним, не очень понятно, что же оно из себя представляет, как проявляется, почему возникает, а проще говоря – кто (что) виноват(о) и так далее. В данной статье я хотела бы максимально просто и понятно ответить  лишь на некоторые из возникающих вопросов. Однако, моя цель – не поставить точку в ответе на них, а лишь стать Вашим проводником к более подробному изучению раннего детского аутизма, поскольку глубина проблематики неисчерпаема и многие аспекты требуют своих исследователей и первооткрывателей.

     

     

    Итак, Ранний Детский Аутизм (РДА) - это нарушение коммуникации ребенка с миром, с людьми, уход в свой внутренний мир, попытка спрятаться в «панцирь», оградив себя тем самым от возможных контактов с окружающей действительностью. Появление данного заболевания приходится на ранний возраст (до 3 лет, чаще всего в период от 1,5 до 2 лет).

    Для большей наглядности, давайте вместе попробуем представить себе ребенка с таким диагнозом.

    Представим себе две картинки. На первой мы видим ребенка, лет 6-7, шагающего по улице. Увидев его, Вы можете совершенно не выделить малыша из толпы – он будет идти с мамой, держась за руку. Может не быть никаких явных физических отклонений или чего-либо, что бросится Вам в глаза. Но вдруг - и он начинает дергаться, вырывать у матери руку (объяснением этому может быть нарушение одного из привычных этапов пути, например, всегда перед занятием мама заводит малыша на детскую площадку, а сегодня не успевает - дети с РДА не выносят, когда происходит даже малейший сбой в их «программе», окружающий мир должен быть максимально постоянным), и Вы невольно присматриваетесь. И лишь тогда становится очевидно: что-то не так. Кроме попыток вырваться ребенок немного раскачивается, закрывает ухо свободной рукой. Выдает себя и его походка – она немного неуклюжа, угловата (кроме того, малыш может идти, слегка приподнимаясь на цыпочки при каждом шаге).

    На второй картинке малыш находится рядом с нами в комнате. Он ходит из стороны в сторону, подергивая руками взад-вперед или совершая другие однообразные действия (например, раскачивается всем телом, слегка переминаясь с ноги на ногу, будто пританцовывает, или берет предмет и монотонно крутит его вокруг своей оси, или кружится – стереотипных действий множество и все они индивидуальны для каждого ребенка). Но вот Вы решаете остановить его, усадить, но все Ваши попытки будут из раза в раз наталкиваться на сильный эмоциональный всплеск (ребенок может начать кричать, бить себя или проявлять агрессию по отношению к Вам, закрывать уши, его стереотипные действия становятся еще более навязчивыми и т.д.). Более того, Ваше прикосновение вызывает в нем не просто эмоциональную реакцию, оно может быть болезненно для него физически, отражаясь на его лице гримасой страха и ужаса. Вы пытаетесь заглянуть ему в глаза и сказать, что не хотите причинить вред. Но он «не видит» Вас, даже в том случае, когда малыш смотрит прямо Вам в глаза, Вы понимаете: его взгляд не адресован Вам, он как бы проходит «сквозь» Вас. Тогда Вы пытаетесь привлечь маму, но ребенок часто не разделяет мир на «своих» и «чужих», столь же тяжелым для него оказывается и контакт с матерью. С речью также возникают проблемы. Зачастую дети с РДА не говорят, либо их речь носит исключительно эхолаличный характер (ребенок повторяет заданный Вами вопрос, сказанное Вами слово), да и при наличии речи, она редко используется для коммуникации.

    Итак, давайте обобщим наши наблюдения за аутичным ребенком:

    1. Отказ от коммуникации с окружающим миром и людьми (тактильной, вербальной, зрительной);
    2. Потребность в постоянстве окружающего пространства (реакция на малейшее изменение крайне негативна);
    3. Навязчивые, стойкие стереотипные действия;
    4. Отсутствующий взгляд, ребенок смотрит «сквозь» вас.
    5. Проявляется в возрасте до 3 лет.

    Это лишь краткий перечень симптомов раннего детского аутизма, более подробно о критериях можно прочитать в Американской классификации болезней (DSM-IV). Но прежде чем предполагать наличие или отсутствие аутизма, важно помнить, что лишь совокупность нескольких симптомов говорит о наличии того или иного заболевания.

    Не следует забывать и о том, что диагноз «детский аутизм» может быть выставлен только специалистами. Самостоятельно диагностировать заболевание, прочитав статьи или классификации, нельзя. И помните, причин необычного, странного поведения Вашего ребенка может быть множество, понять их крайне важно. О причинах детского аутизма и вариантах помощи при данном заболевании читайте в наших следующих статьях.